ВОЛШЕБНАЯ ЖИВОПИСЬ БАХТЫБЕКА ТАЛКАМБАЕВА

9 июня 2014

Картины Казахского художника Бахтыбека Талкамбаева  поражают своей  глубиной и многогранностью.  Образы его полотен сотканы из причудливых орнаментов и узоров, многие из которых  напоминают по форме фракталы или  мандалы.  Думаю, каждый из этих образов символически выражает глубокие, сокровенные  знания о природе бытия, —  знания, которые закодированы также  в многочисленных образцах народного творчества, начиная с самых древних времен вплоть до наших дней. Любой традиционный орнамент, запечатленный на ковре или на вышитом полотне, на расписном яйце или на фасаде культового сооружения, отображает священный порядок, указывает на существование  глубинных законов, связующих воедино все элементы бытия — как видимого мира, так и невидимого. Именно эти глубокие и многомерные образы просматриваются в работах Бахтыбека Талкамбаева, а переосмысление этих образов автором, порождает совершенно особый стиль живописи, сочетающий в себе элементы архаики и авангардизма, — стиль,  выходящий далеко за пределы любых рамок и ограничений и, в то же время, основанный на непреложных законах.

Отбрасывая все наносное и поверхностное, художник, в процессе творения, обнажает самые сокровенные сферы  духа, проникая в сердцевину бытия. Суть этого процесса можно понимать буквально, а можно метафорически, но невозможно отрицать того, что здесь мы сталкиваемся с удивительной тайной творчества.  Запечатлеть духовные образы в материальных творениях — задача не простая, и когда творцу  удается это сделать — это подобно чуду. Разглядывая  полотна живописца, я наблюдаю в них дыхание жизни, присутствие сокровенной и таинственной первоосновы всего сущего, выраженной в причудливых символах.  Возможно, именно в этом состоит секрет  удивительной энергетики этих творений. Сам художник говорит о том, что созерцание образов его картин оказывает исцеляющее воздействие на зрителей, и я не сомневаюсь в правдивости этих слов.

Думаю, созерцание порядка, запечатленного в визуальных образах  полотен Бахтыбека Талкамбаева, позволяет человеку упорядочить свой внутренний мир. Гармония цвета и формы, строгая ритмика узоров, «зернистость» мазков, в которой прочитываются и биологические закономерности строения живых тканей, и структура атомарных кристаллических решеток, — все это, вместе взятое открывает перед нами безграничный упорядоченный мир. Прикосновение к этому порядку способно породить в зрителе чувство сопричастности целому, ведь каждый из нас  является частью этого безграничного, удивительного мира. Человеку необходимо лишь преодолеть индивидуальную закрытость и обособленность, и, возможно, тогда, он сможет не только увидеть гармонию внешних форм, но и явственно ощутить свое единство с миром. Картины — всего лишь инструмент, позволяющий человеку избавиться от внутреннего хаоса и уводящий сознание в глубины духа, — туда, где мир закончен, ясен и един.

 

Геннадий Мельник (Гектор Мукомол).