Небесные просторы Бахыта

15 января 2014

По гороскопу он Лев, обладает сильным, целеустремленным характером. К тому же рожден в  год Быка. Отшельник ибо последние  пять лет творил вдали от городско­го шума, на привольных угамских просторах, не понятый современ­никами. Поэт, ибо видит мир в не­скольких измерениях, но где добро всегда побеждает зло, свет побеж­дает тьму. Это его строки: «Радость телесная из глубины истока будь, как вначале, чтоб укачало...». Живо­писец, архитектор и дизайнер, так как в 1968-ом году окончил Алматинское художественное училище, а 1974-ом - факультет объемного проектирования Международного архитектурного института, а в 1982 г. - высшую  школу   дизайнеров в Москве. Его учителем был всемирно известный художник-дизайнер Евгений Розенблюм, автор и руководитель оригинальных проек­тов и дизайна московской Олим­пиады в 1980 году. Левша, так как не только работает  левой рукой, но и по-особому видит мир, ощущая свою связь с космосом, как человек верующий, автор  собственной  методики в преподавания живописи.

 

Как вы уже догадались, речь пойдет о творчестве Бахытбека Талкамбаева, персональная выставка которого впервые за последние 12 лет появилась в стенах драматического театра. Не каждый  знает,  что  фонтаны «Времена года» перед ДК «Фосфорник» и фонтан в центральном   парке культуры и отдыха Шымкента в проекте и в натуре выполнены Бахытбеком. Увлечение живописью и прикладным ис­кусством у него наследственное. И дед, и отец художника были знат­ными мастерами-прикладниками. Они сумели    привить Бахытбеку любовь “творчеству.

Как рассказывает сам живопи­сец, находясь на Угаме, высоко в горах, он получил столько активной энергии, что ее хватит на всю ос­тавшуюся жизнь. Чтобы вникнуть в истоки его творчества, характер­ные для итальянского искусства эпохи Возрождения, понять реше­ние темы объемно-рельефной резь­бы по дереву, нужно оттолкнуться от такого понятия, как духовность.

И действительно, образ твор­ца, художника, человека «не от мира сего» присутствует во многих его работах. То здесь, то там на карти­нах, выполненных маслом, возника­ют «космические» знаки: «Космос», «Любовь», «Надежда» и т.д. Художник мечтает изобразить все 40 кос­мических знаков, на каждый из которых ему придется написать триптихи или 120 картин.

Работа «Небесные просторы в них» посвящена людям, погибшим во время декабрьских событий 1986 года в Алматы. Очертания персона­жей расплывчаты, это души умер­ших в Раю. Иное решение в картине «Кемеколган» (Ноев ковчег). Карти­на написана как бы с натуры. Знак Ноева ковчега излучает пульсирую­щую энергию из горы Казгуру, где остановился ковчег. Здесь преобладают светло-нежные тона.

Свежестью, обновлением веет от картины «Утро». Выбор этого сюжета не случаен. Ведь автор по складу характера «жаворонок». За­нимается живописью и пишет сти­хи в основном по утрам. Утро дает ему большой запас творческой энергии.

Работа «Просветление» олице­творяет непрерывную связь поко­лений. Очертания фигур на полот­не размыты. Тень человека, свет­лые и пурпурно-золотистые оттен­ки. А на спине одной из теней, вероятно, автора сюжета, горбится мавзолей предков.

Вызывает интерес и пластическое решение работы «Колесо». В центре композиции деревянное колесо и арка (ворота в Рай), куда человек должен еще войти. А в глу­бине пространства беседуют Адам и Ева. Смысл этого сюжета заклю­чается в том, что человек, даже если его перемалывают колеса жизненных невзгод, должен оставать­ся человеком. Движение всей ком­позиции придают жизненные сту­пеньки в виде веера. Философские размышления о смысле жизни прослеживаются в работе под на­званием «Красный конь». Этот конь мчится  по извилистым дорогам к высшему разуму.

В основу сюжета картины «Ис­тина» положено представление о равновесии добра и зла в приро­де. В центре картины своеобраз­ный «Глаз вселенной» (сверху вид­но все). От вершины ромба на землю проливаются согревающие ее лучи, а от земли идет сияние, изображающее энергию будущих поколений. Слева показана аллего­рия гениальности. Это некое «оно» затоптано темной силой в виде дракона, попирающего духовную культуру. В верхнем правом углу спящая «Надежда», «Вера» и «Лю­бовь». Характерно, что женщина - Надежда изображена в виде пти­цы. В картине преобладают пур­пурно-золотистые цвета.

Привлекают внимание работы из серии «К вершинам небосво­да», «Кокпар», «Солнечные лучи», «Триптих», «Правда и Кривда» и другие.

Представление о художнике и мастере - прикладнике Бахытбеке Талкамбаеве было бы неполным, если бы я не сказал несколько слов о резьбе по дереву. Что характер­но, все изделия имеют практичес­кое назначение, хотя излюбленные темы в резьбе те же, что и на кар­тинах. Прекрасно оформлены ку­мысный набор, кебете (резной сун­дук), тосекагаш (детская кровать
со шкафом), двупольные двери. И, наконец, целый стенд со стихами на казахском и русском языках, в которых затрагиваются вечные темы - любви, радости, духовнос­ти, творческого полета. Ведь не зря говорится, что талантливый человек талантлив во всем. И не­ важно, пишет он правой или левой рукой. Главное, что его труд обога­щает духовно, воспитывает челове­ка, призывает к добру и духовному, очищению.

 

Б. ХАЙКИН.