Горячие блины Казнета

Столичного жителя Бахтыбека Талкамбаева не отнесешь к обычным художникам, архитекторам, дизайнерам, хотя соответствующие дипломы у него имеются, причем, с советских времен, когда «корочки» престижных вузов не продавались, как сейчас, официально (платное обучение!) и неофициально (см. многочисленные газеты бесплатных объявлений). Необычность Бахтыбека состоит в том, что, если верить сайту и публикациям в прессе, его орнаментально-знаковые композиции обладают лечебным свойством (арт-терапия), а также способствуют проявлению в людях творческого начала. Может быть, и так, не знаю… Стилистически же мне его работы напомнили творчество великого русского художника Василия Кандинского, начиная с 1910 года…
www.lyakhov.kz

Чудо-выставка, которая излечивает

Конечно, в это трудно говорить. Входишь в комнату, в которой вдоль стен развешаны картины Бахытбека Талкамбаева, рассматриваешь их. Мало что можно понять сразу. Все картины сделаны в цвете, а изображены на них квадраты, круги, треугольники, невозможно угадать какой-либо предмет, разве что его очертания.У каждой из картин Бахытбека свое сложное название, никогда не состоящее из одного слова, как правило, это логический или синтаксический оборот типа: “Птица, чистое небо и закрутилось…” И в самом деле, только когда он называет настоящее название картины, видишь, что из всех этих линий, прямоугольников, кружочков получается птичье крыло, а за ним вращающийся пропеллер…

Читать далее

У каждой из картин Бахытбека свое сложное название, никогда не состоящее из одного слова, как правило, это логический или синтаксический оборот типа: “Птица, чистое небо и закрутилось…” И в самом деле, только когда он называет настоящее название картины, видишь, что из всех этих линий, прямоугольников, кружочков получается птичье крыло, а за ним вращающийся пропеллер…

В этой небольшой комнате не только картины Бахытбека Талкамбаева, художника-дизайнера из Шымкента, но и картины его дочерей, его учеников и даже картины тех людей, которых посредством обучения живописи художник вылечил от болезней. Да, картины, которые показывал Бахытбек, имеют лечебное свойство. И в этом их отличительная черта — картины эти целебные.

“Сейчас в этой комнате стоит энергетический столб, и тот, кто вошел сюда, сразу начинает чувствовать эту энергию, сразу начинает лечиться! — говорит Бахытбек.

Люди излечиваются в течение нескольких дней, необходимо только принять определенное количество сеансов. Если же человек сильно болен или совершил до этого много зла, то на его лечение и очищение от скверны и грехов требуется соответственно больше времени. Те же, кто уж очень черен и злобен, излечиться не могут. Они даже не могут войти в эту комнату, свет добра их не пускает. Таким людям лучше здесь не бывать…”

И в самом деле, поначалу я — автор этих строк — почувствовал небольшое волнение и головокружение, но потом это прошло, наступило облегчение и то состояние здоровья и покоя, которе я давно уже не ощущал из-за нашей ежедневной нервотрепки и загруженности. А тут, несомненно, под воздействием картин, мне в самом деле стало легче. Это мои личные впечатления. Бахытбек Талкамбаев после того, как открыл в себе возможность рисовать картины, которые могут излечивать людей, стал заниматься этим всерьез. Это стало делом его жизни. Он показал тетрадку одного из своих пациентов, всю изрисованную небольшими картинками, точнее эскизами тех картин, которые можно будет увеличить, написать их красками, в цвете, и они тоже будут лечить людей… “Этот человек, — объясняет Бахытбек, — заболел депрессией, лежал в неподвижном состоянии, в полной апатии. Ничего не хотел делать и ничего не просил. При том, что все органы у него были здоровые… Я полечил его, и он стал рисовать. Вот всю эту тетрадку. Причем, видите, вот здесь и здесь изображены НЛО — неопознанные летающие объекты. А ведь этот человек весьма пожилой, понятия об этих объектах не имеет. Никогда их не видел!”.

“Человека можно вылечить от большинства болезней, если научить его рисовать по моей системе. Для этого необязательно иметь способности к живописи. Каждый человек талантлив, только он сам об этом не знает. Так вот, позанимавшись по моей системе 99 дней, человек становится художником очень высокого класса, и, уже выздоровевший, может жить и работать самостоятельно!” — утверждает Бахытбек. И он показал несколько картин, которые нарисовала учащаяся профтехучилища. Эти картины по уровню живописи и в самом деле не уступали картинам самого Бахытбека… “А вот рисунки ее мамы, которая одно время совсем было опустила руки, перестала следить за собой, даже начала выпивать. Но вот стала рисовать, и вылечилась от всех болезней. Сейчас это жизнерадостный и полноценный человек”, — продолжал художник.

“Мне нужно большое помещение, в котором я мог бы разместить все мои картины, тогда люди могут лечиться просто находясь среди них. Такое помещение может быть здесь, в Алматы. Сейчас я его разыскиваю, есть несколько вариантов. Возможно, через некоторое время откроется лечебница-выставка!” — оптимистически завершил нашу беседу художник.

Несколько ошарашенный увиденным и услышанным, я стал вспоминать о художниках, похожих манерой письма на Бахытбека. Более всего его картины напоминают творения Н.К. Рериха и М.К. Чюрлениса, великого литовского живописца и композитора начала века. Все эти пропеллеры, треугольники, пирамиды есть и в его картинах. Только то, что у Бахытбека является системой, у М.К. Чюрлениса лишь фрагменты…

В 1990 году алматинский ученый Р. Шакаев открыл энергетические модули, которые концентрировали в себе энергию и имели особенность помогать людям от некоторых болезней. Те модули были изображены черно-белыми. Цветное их изображение будет весьма близким к некоторым картинам Бахытбека. Как видите, его предшественники работали фрагментарно, осколочно, шли к той же цели, к которой Бахытбек, возможно, подошел вплотную!

В конце концов, почему бы картинам Бахытбека не быть целебными и лечащими? Музыка ведь оказывает терапевтическое воздействие. Стихи, многие народные песни имеют способность заговаривать боль. Почему бы картинам не лечить людей, тем более, что уже есть конкретные результаты. Ведь это прекрасно, когда человек рисует, сам себя лечит в процессе написания картин! Как это необходимо людям сейчас, когда трудно и голодно, мало радости и тепла, много болезней и мало медикаментов.

Не все просто в философии Бахытбека Талканбаева. А какая философия легко воспринимается? Самое главное, что его картины делают мир светлее и добрее, чище и теплее!

Орынбай КУЛЕНОВ

Алтынай Аскар

В нашей многонациональной стране искусство призвано соединить культуры и традиции различных народностей, ведь язык настоящего искусства понятен человеку независимо от его расы, вероисповедания, национальности, социальной принадлежности и политических убеждений. Бахтыбек Талкамбаев – художник арт-терапист. Свои картины он считает подарком Всевышнего и уверен, что искусство спасет мир.

Читать далее

Картины Бахтыбек-ага уникальны. Они не поддаются сравнению и классификации к определенному жанру. Сам художник говорит, что его картины излучают целительную энергию, которая лечит не только физическое тело, но и душу. Вглядитесь в его работы – на каждого они действуют по-разному. Кто-то ощущает дуновение ветерка, другие говорят, что чувствуют тепло в груди, а кого-то просто начинает качать. Но никого не оставляет равнодушным красочность полотен, разноцветье узоров-знаков, переплетающихся между собой и составляющих в итоге круг – центральный символ всех его работ.

Мы встретились с Бахтыбек-ага на открытии выставки, приуроченной к 70-летию казахстанского депутата Айталы Амангельды, известного языковеда.

— Позвольте от редакции «DAZ» поздравить вас с прошедшим юбилеем. Пожелать вам творческих успехов. На днях завершилась ваша выставка в музее им.Кастеева в г.Алматы и тут же презентована новая – в холле здания КазГЮА в г.Астане.

— Спасибо за поздравление. Выставленные здесь работы – это картины из цикла «Бекет-ата», написанные под впечатлением посещения святого места в Атырау. Это было в 2000 году. Вдохновение было таким сильным, что в течение месяца появились 28 знаков (т.е. картин — прим. ред.). Вообще, все мои работы объединены в 13 циклов.

— Бахтыбек-ага, вы являетесь автором уникальной методики – психореабилитации посредством развития свободного художественного мышления. Последователи этой теории есть в Астане, Алматы, других городах Казахстана и даже в Америке, Франции, Японии.

— 2500 лет назад Пифагор сказал: «Мир разрушит материализм ученых, невежество священнослужителей и отсутствие дисциплины в демократии». Возможно, глобальный кризис вызван совокупностью этих факторов. Радует, что люди начинают пробуждаться и интересоваться духовным началом, вопросами внутреннего «я», поисками истины, гармонии души и тела. Люди проснулись и начинают понимать, что без поиска самого себя невозможно найти счастье. Как сказал Сократ: «Когда человек познает себя – истина познает его». Когда я пишу свои работы, материальный мир вокруг исчезает. Я вхожу в другой мир и другую сферу. Руки как будто ведомы кем-то свыше. Через искусство, рисование происходит энергетическое очищение. Но нужно следовать поэтапной методике. Много моих учеников, которые творят по всему миру. В Алматы этим летом проходила моя выставка, а при ней были организованы занятия. Более тысячи людей занимались по моей методике. Ее суть в том, что люди отключают разум, дают волю эмоциям и чувствам. Среди моих учеников практически нет профессиональных художников. Я учу раскрывать людей свой внутренний потенциал и внутренние задатки. Занимаясь по моей методике, человек становится художником, творцом, обретает внутреннюю свободу и уверенность в себе. Он освобождается от негативных мыслей и поступков, открывая безграничные возможности для самореализации. В моей практике были даже примеры, когда тяжелобольные люди посредством приобщения к рисованию, к искусству излечивались от рака и других тяжелых заболеваний. Я стремлюсь к тому, чтобы на этой земле царствовала любовь, надежда и вера.

Начать заниматься по методике Бахтыбека Талкамбаева можно прямо сейчас. Возьмите белый лист бумаги, расчертите 12 квадратов, по три квадрата в каждом столбце и рисуйте. Отдайтесь эмоциям, чувствам, отключите разум. Эти упражнения способны изменить жизнь к лучшему, пробудить лучшие качества рисующего. Заниматься необходимо каждый день в течение 99 дней. Методика рассчитана на четыре года, после которых, по словам Бахтыбека Талкамбаева, человек становится не просто художником, а Художником своей жизни.

Просветление, или контакт со Вселенной

Я шла по серым улицам, и мысли у меня были серые: света нет уже который день, воду отключили, и множество всяких других проблем вгоняли в тоску. И когда вошла я в здание областного музея, на фронтоне которого висел плакат, извещающий о выставке группы этно-дизайна “Дауа”, настроение было хуже некуда. Прошлась по залу с абстрактными картинами, и ничто не шевельнулось в душе. “С кем можно поговорить о выставке?” — спросила я у работницы музея. “А вот идет автор, он вам все и расскажет”, — ответила она.

Читать далее

Через зал шел человек в рас­шитом колпаке.

Я представилась и попросила художника рассказать о работах и себе. Он посмотрел на меня с доверием и спросил:

— Вы уже осмотрели выставку. Какое впечатление?

— Пока сложно сказать.

— А Вы умеете писать? — cпpoсил он.

Я обиделась и ответила вопросом на вопрос:

— А Вы умеете рисовать?

Так, со взаимного неприятия, состоялось мое знакомство с Бахытбеком Талкамбаевым, а расстались мы с уговором встретиться еще раз. Бахытбек повел меня по выставке.

Вот картина “Поле” одна из серии работ на выставке “Дауа”. Что такое “Дауа”? По древней легенде, рассказанной Бахытбеком, это производное слово от буддийского понятия “Дао”, то есть дух, сила и воля человека-творца.

В “Полете” как раз и отражено символами устремление человека к соединению с высшими космическими силами.

Несколько работ серии “Кочкарата” — это откровение художника о собственном прозрении, которое он получил на священном источнике.

— Это слишком абстрактно, — сказала я Талкамбаеву о его картине “Контакт III”, где на чер­ном фоне жесткие линии сходят­ся на светящемся пятне. — Хотя можно представить состояние, когда открытыми глазами по­смотришь на яркое солнце, то на миг остается его отпечаток на сетчатке глаз. И можно согласиться с такой трактовкой.

— Это и есть контакт со Все­ленной, — подтвердил мою вне­запно возникшую мысль художник. — Вот Вы и прошли первую стадию очищения.

Я действительно почувство­вала, как слетела тяжесть с души, и открылось восприятие искусства.

Посмотрите теперь еще раз работы и скажите, какие Вам больше нравятся.

— Пожалуй; вот эти две — “Единая черта” и “Хранитель”. Да еще “Вдохновение”.

— Поздравляю, по моему тесту люди, которые отмечают эти работы, стремятся к высшему разуму, обладают большими потенциальными творческими способностями.

Приятно слышать такие речи, даже осознавая, что, вероятно, каждый второй посетитель слышит нечто подобное.

— Меня считают некоторые ненормальным, потому что я оторван от реальности. Я хочу, чтобы люди хоть иногда могли отрешиться от мирской суеты и ощутить себя частью Вселенной.

— А что такое ненормальный человек? Если это, конечно, не патология. Меня всегда волновал этот вопрос.

— Люди делятся на три категории: нормальных, то есть обычных, талантливых и гениальных. Я разработал методику выявления одаренных людей. По этой методике набрал учеников в студию этно-дизайна. Только двое из них имеют художественное образование — мой сын Бахытгали и Неспек Сагындыков. Остальные, не проходя специальной подготовки, рисуют не хуже выпускников вузов. Ближе всех по духу мне Екатерина Сильченко и, конечно, дочери Рауана и Айдана.

— Где располагается ваша студия?

— В горном ауле, там, где я живу. А занятия веду с ребятами в Шымкенте. Летом я забирал их к себе, и все картины моих учеников, которые вы видите, были написаны там.

— Почему на картинах Ваших учеников радостные, яркие тона, а на Ваших — приглушенные и темные?

— Я увидел за свои 48 лет столько грязи. Просветление озарило меня только в 36 лет. Мне еще предстоит много работать над собой, чтобы стать таким же чистым, как эти дети.

Л. ГУЙЛО

Небесные просторы Бахыта

По гороскопу он Лев, обладает сильным, целеустремленным характером. К тому же рожден в год Быка. Отшельник ибо последние пять лет творил вдали от городского шума, на привольных угамских просторах, не понятый современ­никами. Поэт, ибо видит мир в не­скольких измерениях, но где добро всегда побеждает зло, свет побеждает тьму. Это его строки: «Радость телесная из глубины истока будь, как вначале, чтоб укачало…». Живо­писец, архитектор и дизайнер, так как в 1968-ом году окончил Алматинское художественное училище, а 1974-ом — факультет объемного проектирования Международного архитектурного института, а в 1982 г. — высшую школу дизайнеров в Москве. Его учителем был всемирно известный художник-дизайнер Евгений Розенблюм, автор и руководитель оригинальных проектов и дизайна московской Олимпиады в 1980 году. Левша, так как не только работает левой рукой, но и по-особому видит мир, ощущая свою связь с космосом, как человек верующий, автор собственной методики в преподавания живописи.

Читать далее

Как вы уже догадались, речь пойдет о творчестве Бахытбека Талкамбаева, персональная выставка которого впервые за последние 12 лет появилась в стенах драматического театра. Не каждый знает, что фонтаны «Времена года» перед ДК «Фосфорник» и фонтан в центральном парке культуры и отдыха Шымкента в проекте и в натуре выполнены Бахытбеком. Увлечение живописью и прикладным ис­кусством у него наследственное. И дед, и отец художника были знат­ными мастерами-прикладниками. Они сумели привить Бахытбеку любовь “творчеству.

Как рассказывает сам живопи­сец, находясь на Угаме, высоко в горах, он получил столько активной энергии, что ее хватит на всю ос­тавшуюся жизнь. Чтобы вникнуть в истоки его творчества, характер­ные для итальянского искусства эпохи Возрождения, понять реше­ние темы объемно-рельефной резь­бы по дереву, нужно оттолкнуться от такого понятия, как духовность.

И действительно, образ твор­ца, художника, человека «не от мира сего» присутствует во многих его работах. То здесь, то там на карти­нах, выполненных маслом, возника­ют «космические» знаки: «Космос», «Любовь», «Надежда» и т.д. Художник мечтает изобразить все 40 кос­мических знаков, на каждый из которых ему придется написать триптихи или 120 картин.

Работа «Небесные просторы в них» посвящена людям, погибшим во время декабрьских событий 1986 года в Алматы. Очертания персона­жей расплывчаты, это души умер­ших в Раю. Иное решение в картине «Кемеколган» (Ноев ковчег). Карти­на написана как бы с натуры. Знак Ноева ковчега излучает пульсирую­щую энергию из горы Казгуру, где остановился ковчег. Здесь преобладают светло-нежные тона.

Свежестью, обновлением веет от картины «Утро». Выбор этого сюжета не случаен. Ведь автор по складу характера «жаворонок». За­нимается живописью и пишет сти­хи в основном по утрам. Утро дает ему большой запас творческой энергии.

Работа «Просветление» олице­творяет непрерывную связь поко­лений. Очертания фигур на полот­не размыты. Тень человека, свет­лые и пурпурно-золотистые оттен­ки. А на спине одной из теней, вероятно, автора сюжета, горбится мавзолей предков.

Вызывает интерес и пластическое решение работы «Колесо». В центре композиции деревянное колесо и арка (ворота в Рай), куда человек должен еще войти. А в глу­бине пространства беседуют Адам и Ева. Смысл этого сюжета заклю­чается в том, что человек, даже если его перемалывают колеса жизненных невзгод, должен оставать­ся человеком. Движение всей ком­позиции придают жизненные сту­пеньки в виде веера. Философские размышления о смысле жизни прослеживаются в работе под на­званием «Красный конь». Этот конь мчится по извилистым дорогам к высшему разуму.

В основу сюжета картины «Ис­тина» положено представление о равновесии добра и зла в приро­де. В центре картины своеобраз­ный «Глаз вселенной» (сверху вид­но все). От вершины ромба на землю проливаются согревающие ее лучи, а от земли идет сияние, изображающее энергию будущих поколений. Слева показана аллего­рия гениальности. Это некое «оно» затоптано темной силой в виде дракона, попирающего духовную культуру. В верхнем правом углу спящая «Надежда», «Вера» и «Лю­бовь». Характерно, что женщина — Надежда изображена в виде пти­цы. В картине преобладают пур­пурно-золотистые цвета.

Привлекают внимание работы из серии «К вершинам небосво­да», «Кокпар», «Солнечные лучи», «Триптих», «Правда и Кривда» и другие.

Представление о художнике и мастере — прикладнике Бахытбеке Талкамбаеве было бы неполным, если бы я не сказал несколько слов о резьбе по дереву. Что характер­но, все изделия имеют практичес­кое назначение, хотя излюбленные темы в резьбе те же, что и на кар­тинах. Прекрасно оформлены ку­мысный набор, кебете (резной сун­дук), тосекагаш (детская кровать
со шкафом), двупольные двери. И, наконец, целый стенд со стихами на казахском и русском языках, в которых затрагиваются вечные темы — любви, радости, духовнос­ти, творческого полета. Ведь не зря говорится, что талантливый человек талантлив во всем. И не­ важно, пишет он правой или левой рукой. Главное, что его труд обога­щает духовно, воспитывает челове­ка, призывает к добру и духовному, очищению.


Б. ХАЙКИН

Архитектор, дизайнер, художник

Бахытбек Талкамбаев — архитектор, дизайнер, художник. Он окончил известные художественые институты СССР, получив лучшее по тем временам образование, он работал во всех названных областях и везде добивался творческого успеха и признания коллег. Как организатор-менеджер, много сделал для Шымкентских художественно-производственных мастерских, являвшихся филиалом Художественного фонда Казахстана, в качестве главного художника. Эта была напряженная, насыщенная событиями и делами жизнь творческого человека, востребованного на самых разных уровнях. Но однажды все это закончилось. Шымкентская земля с ее святыми местами, легендами и яркой природой, видимо, на энергетическом уровне постепенно изменяла Бахытбека. Его приход к богу, обращение к космическим законам природы стали логическим этапом внутреннего эволюционирования, и творчество в этом процессе приобрело для него особый смысл, как следование божественным силам общего миропорядка.

Читать далее

Отойдя от суетности обычной жизни, Бахытбек полностью посвящает себя духовному самосовершенствованию, одновременно в нем созревает внутренняя убежденность: художественное творчество — это мощнейший канал соединения с богом и природой, особый дар человека, данный ему для проявления божественной природной сути.В первых картинах, созданных на новом этапе жизни, — полный отказ от предметности и реалий повседневности. На больших холстах написаны маслом знаковые композиции, их символика становится понятна, когда автор сам начинает рассказывать о своем восприятии мира и человека. Постепенно людям начинают открываться скрытые образы и коллизии, более того, они начинают ощущать в себе внутреннюю необходимость “общения” с ними. Бахытбек получает заказы на выполнение отдельных картин, многие приходят к нему, чтобы просто поговорить, услышать его размышления, получить ответы на какие-то личные вопросы. Некоторых интересует сам процесс творчества и таким посетителям Бахытбек говорит, что способность к художественному проявлению живет в каждом человеке.

Все началось с того, что кто-то остался рисовать рядом с художником, первый раз взяв в руки карандаш. Начав с простого и продвигаясь вперед можно достигнуть многого. Постепенно возникала уверенность в собственных силах, рисунки становились сложнее и красочнее, вместе с этим росла необходимость в постоянных занятиях. Рука становилась крепче, появлялись новые идеи и образы. Одновременно человек обнаруживал, что в нем происходят какие-то внутренние перемены, он становился уравновешенней, жизнерадостней, отступали страхи, головные боли, негативные мысли. К Бахытбеку стали приходить действительно больные люди, испробовавшие разные способы избавления от неотступавших болезней. Надо видеть сделанные ими риснуки. Сначала это беспомощные почеркушки “ни о чем”, робкие, застенчивае, зажатые. Но чем больше человек рисовал, чем больше он проводил времени с фломастером или карандашом в руках, тем свободнее и раскованней становился новый для него творческий опыт. Последние работы — это уже сложные, профессионально выстроенные художественные послания, изобилующие символикой, поражающие разнообразием и неожиданностью разработанных форм.

Подобных примеров множество в практике Бахытбека. Этот успех дал ему уверенность, что таким образом складывается метод, дающий возможность человеку раскрыть свои возможности, излечиться от недугов, найти новую сферу приложения своих интересов.

Сегодня много говорится о возможностях артерапии. Вопрос этот мало исследованный. И те инициативные люди, которые занимаются этим направлением, интуитивно ищут собственные методы, эспериментируя, изучая опыт коллег и сопутствующую литературу. Наверно сейчас уже стало ясно, что этот бесценный опыт, как некий психологический феномен необходимо исследовать и проанализировать.

Уже сегодня на основе метода Б. Талкамбаева можно говорить об определенных общих тенденциях, проявляющихся в процессе работы его подопечных. Выше говорилось о его ярко выраженной эволюции. Через некоторое время после первых, как правило, схематичных или просто неудачных попыток ( у каждого этот период разный) в рисунках начинают читаться знаки явно выраженной внутренней борьбы, происходящей в человеке, постепенное освобождение от темных сил и, наконец, обретение гармонии и какой-то светлой успокоенности. На последних стадиях в декоративных композициях почти всех авторов появляются солярные знаки, орнаметальные элементы, повторяющиеся у всех народов и связанные с природой, космосом, вселенной — это солярные символы, спирали (символ вечного движения и совершествования), изображения деревьев (символ — “древо жизни”), гор (“мировая гора”) и др. Цветосочетания гармонизируются, становятся более светлыми, яркими и праздничными. Композиции приобретают законченную целостность и выразительность. Все это происходит буквально со всеми учениками художника вне зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, образовательного уровня или диагностированного заболевания. Созданные ими работы с течением времени становятся действительно самостоятельными художественными произведениями, в них проявляется несомненная положительная энергетика, и во многих случаях незаурядное творческое мастерство.

Необходимо отметить, что декоративно орнаментальный сюжет, как самостоятельная “тематическая” картина, давно разрабатывается Б. Талкамбаевым как новый жанр в казахском изобразительном искусстве. Здесь прослеживается несомненная связь с национальной культурной традицией, и, одновременно, такие работы можно рассматривать как попытку уйти от академических канонов европейского искусства, стремление создать иной принцип станковой живописи, по-своему отражающей картину мира.

Метод Б. Талкамбаева позволяет с иной точки зрения взглянуть и на собственно орнаментальное творчество, в рамках которого в исторически определенные времена развивалась художественная традиция каждого народа. Уже неоднократно делались предположения, что орнаментальное искусство — закодированное послание национальной культурной ментальности, раскрывающее ее связи с природой, космосом, историей. Опыт Бахытбека с одной стороны некоторое тому подтверждение, с другой стороны он указывает на еще неизученные возможности человеческой психики в которой, по-видимому, изначально заложена способность к творческому созиданию. И в том случае, когда она обращена к истинным природным истокам неотрывной связи человека с его естественной средой обитания (или, как говорил Л. Гумилев “определяющего этногенез ландшафта”) открываются новые созидательные силы, помогающие ему заново выстроить себя, найти свою нишу в жизни и просто почувствовать себя здоровым и уверенным.

Изучение с этой точки зрения роли художественного творчества и изобразительного искусства в целом может приобрести новый смысл и дать в XXI веке неожиданные и важные результаты для совершенствования здоровья и интеллекта человека.

Камилла ЛИ,
член Ассоциации художественных
критиков при Юнеско,
ответственный секретарь
Союза художников РК,
Доктор Искусствоведческих наук

Арттерапия для каждого. Рисунки, которые исцеляют

Живописные полотна художника представляют импровизационные орнаментально-знаковые системы, которые рождаются в процессе общения с природой, в процессе и изучения древней культуры.Эти композиции являются не только его таинственным посланием человеку, но и своего рода каналом связи и общения с энергией природы, которая даёт силу и здоровье.

Читать далее

На основе этого была создана уникальная методика психореабилитации (психические расстройства, наркозависимость, психосоматические заболевания) посредством свободного художественного мышления.

Бахтыбек применяет её в своей работе с детьми и взрослыми разного возраста, у которых есть проблемы здоровья и психического сознания. Рисуя, они не только становятся здоровыми и успешными, но и обретают внутреннюю свободу и уверенность, открывают в себе безграничные возможности творцов и созидателей.

К Бахтыбеку всегда тянулись люди, чтобы поговорить, посмотреть, как он рисует. Всё началось с того, что кто-то остался рисовать рядом с художником, первый раз взяв карандаш в руки. Начав с простого и продвигаясь вперёд даже маленькими шагами, можно достичь много. Постепенно возникала уверенность в собственных силах, рисунки становились сложнее и красочнее, вместе с этим росла необходимость в постоянных занятиях. Рука становилась крепче, появились новые идеи и образы. Одновременно человек обнаружил, что в нём происходят какие-то внутренние перемены, он становился уравновешенным, жизнерадостным, отступали страхи, головные боли, негативные мысли.

К Бахтыбеку стали обращаться действительно больные люди, испробовавшие разные способы избавления от неотступавших болезней. Сначала это были «почеркушки» ни о чём, робкие, застенчивые, «корявые». Но, чем больше человек рисовал, тем свободнее и уверенней становился. Такой опыт систематизировался и подсказал направление и методы работы с людьми.

Через некоторое время после первых, как правило, схематичных или просто неудачных попыток(у каждого этот ранний период разный) в рисунках начинают читаться знаки явно выраженной внутренней борьбы, происходящей в человеке, постепенное освобождение от тёмных сил и, наконец, обретение гармонии и какой-то светлой успокоенности.

На последних стадиях в декоративных композициях почти всех авторов появляются солярные символы (Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов.). Спирали (символ вечного движения и совершенствования), изображение деревьев (символ – «древо жизни»), гор («мировая гора») и др. Цветосочетания гармонизируются, становятся более светлыми, яркими, праздничными. Композиции приобретают законченную целостность и выразительность. Всё это происходит буквально со всеми учениками художника вне зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, образовательного уровня или диагностированного заболевания.

Метод Бахтыбека Талкамбаева указывает на ещё неизученные возможности человеческой психики, в которой, по-видимому, изначально заложена способность к творческому созиданию.

Из статьи Камиллы Ли,
чл. Ассоциации художественных
критиков при ЮНЕСКО,
доктор искусствоведческих наук

Арт-путешествие

Мы отправились дружной компанией из Москвы и Питера 1 мая 2014 г. Нас встречал Бахтыбек Талькамбаев и гостепримная Казахская земля! Мы рисовали! Уникальная авторская техника рисунка доступна каждому! Бахтыбек делился с нами своими знаниями! Он читал каждый рисунок, рассказывая о том, какое предназначение, какой талант, какие возможности даны человеку по роду. Уникальность этой техники в том, что рисуя, каждый прорабатывает(оставляет на бумаге) те негативные заряды, которые ему передаются, которые он несёт. Это просто и доступно! Жизнь меняется к лучшему! Уходят болезни, невзгоды и беды! Открываются новые ресурсы и возможности! А так же, развивается свободное художественное мышление. Вы пишите свои собственные картины. Посмотрите на возраст наших художников! От 7 лет и до 70 лет!У каждого, по возвращению, начались позитивные изменения в жизни! У меня новый проект «Солнечный город» на Сев.Кипре! Первые группы детей и родителей отправляются туда в сентябре 2014 г.

Читать далее